Роман Киверин (из комментариев ФБ):
Ты пишешь «доверие часто видится вами достаточно неверно». А как его определять-то доверие? Какие могут быть критерии, ориентиры, нормы? В каких-то более менее полезных рамках если можно, а не в масштабах «кто не с нами тот против нас»
Виссарион:
Рома, способность проявлять ту или иную степень доверия зависит от существующей данности соответствующих качеств внутреннего мира человека.
Чем больше духовно развивается человек, тем меньше остаётся у него негативных психологических комплексов и склонностей к ложным опасениям, а значит и тем больше такой человек будет способен проявлять высокую доверчивость.
Но по поводу веры и доверия было бы очень полезным не забывать кое-какой нюанс.
К примеру: вера в существование Бога и доверие Ему далеко не всегда проявляются одинаково!
О том, что человек верит в существование Бога, можно услышать достаточно часто от разных людей, но вот по делам их и чаяниям можно вполне утвердительно выразиться, что они Ему совсем не доверяют.
Все вы наделены всем необходимым, чтобы решать возникающие у вас проблемы так, как именно от вас и ожидается, если, конечно же, вы постараетесь приложить все свои силы и возможности.
Но, вместо приложения необходимых уже имеющихся у вас усилий, вы, как правило, очень часто проявляете леность и прилагаете усилия недостаточно.
А традиционно верующие в таких обстоятельствах очень уж поспешно пытаются оправдать свою явную нерадивость совсем несуразными выражениями о том, что они грешники и, если Бог поможет, то они тогда и смогут преодолеть возникший соблазн.
Что же касается твоего вопроса относительно доверия Учителю, то в приведённой тобой цитате я пробовал подсказать, чтобы вы не обольщались своей собственной оценкой своего проявляемого доверия и были бдительными.
Подумать, что у вас достаточное доверие Учителю, очень просто в условиях, когда я напрямую не задеваю ваши основные жизненные интересы.
Человек утверждается в своей жизнедеятельности на основе проявляемых жизненных интересов и умозаключений по поводу их, в том числе и профессиональных.
Чем больше человек успевает обрести авторитетности в таких областях, тем сильнее он будет чувствовать себя значимым и сильнее воспринимать всё это как некую главную и твёрдую основу в своей жизни.
В таких условиях, если кто-то будет пробовать поколебать такую его психологическую основу со стороны, такое действие будет неосознанно восприниматься им как покушение на его жизнь, что легко провоцирует на необдуманные действия и, нередко, на проявление агрессии.
За годы своей практики я встретил немало показательных примеров от людей, которые как будто бы проявляли полную веру в мою истинность и такое же предельное доверие мне.
Но стоило мне начать активно выправлять допускаемые ими ошибки в области, где они уже опирались на придуманные ими психологические опоры, которые считали для себя базовыми, они начинали вести себя так, как будто бы доверия с их стороны вообще никогда не было!
Конечно же, у вас может возникнуть якобы логичная мысль, что тренировать доверие Учителю было бы гораздо проще, если бы удавалось чаще быть рядом с ним.
Но, во-первых, в силу совершенно естественных обстоятельств такое невозможно, а значит уже однозначно учтено изначально таким образом, чтобы для всех вас было наиболее благоприятно!
Вспоминаем о доверии Богу!
Вы ведь не допустите глупую мысль, что обнаружили недостаток в Его промысле?!
Во-вторых, проще тренировать обозначенное доверие возможно только для того, кто наиболее созрел для этого!
Для остальных частое нахождение рядом с Учителем вполне может оказаться только лишь соблазном быстрее потеряться!
И главной ошибкой в таком случае будет элементарно возникающее в вас ложное тяготение воспринимать Учителя как человека!
Ибо при таком восприятии Учителя, соблазн к чему может возникать совершенно легко, вы однозначно примените все присущие вам характерные психологические несуразности, которые активно проявляете друг к другу в своей повседневности!
А ведь Учитель не призван удовлетворять ваши желания, и будет давать то, чего вы не только не имеете, но ещё и, что наиболее решающее, боитесь делать!
Вспомните о доверии Богу!
Подумайте и о доверии Учителю!